Самооценка, самоценность, «Я» и «Другие»
❓ В повседневной речи и даже в психологической литературе понятия «самооценка» и «самоценность» часто смешиваются, что приводит к путанице в понимании самих себя.
Прежде всего определимся с понятиями
Самооценка — это оценивающий взгляд в большей степени на результаты своих действий. Это взгляд «со стороны», сравнивающий достижения в широком смысле с неким внутренним или социальным эталоном. Самооценка зависит от результатов, критериев оценки и поэтому весьма изменчива.
Самоценность. Если уйти от абстрактных определений, то можно сказать, что человек — это его личная история и способ проживания и осмысления этой истории во времени. Ценность собственной истории со всеми взлетами и падениями заключается в том, что другой у человека нет. Но есть возможность дописывать к этой истории новые главы и развиваться в осмыслении и проживании. Все вместе это очень индивидуальное и личное.
✔️ Самоценность — это ценность проживания этой индивидуальности и безусловное право продолжать это дальше – право быть собой.
Важность понимания границ «Я»
Самоценность это внутреннее проживание, можно сказать интимное. И чтобы этот процесс происходил нужно достаточно четкое понимание психологических границ. Границ своего «Я» и «Других». Это способность осознавать, что я чувствую, чего я хочу, что для меня важно, а что — нет. Это пространство внутренней свободы и ответственности за себя.
❗️ Когда эти границы размыты, наше подлинное «Я» смешивается с внешними влияниями. И становится не понятно кто «Я» на самом деле. Мы начинаем жить не свою жизнь, а пытаться соответствовать ожиданиям других, теряя контакт с самоценностью.
Маркером нарушения границ является злость. Если эта эмоция «запрещена», то отстаивать собственные границы и вообще понимать про себя и самоценность становится сложно.
«Другие» и зеркальное отражение «Я»
Ни один человек не формируется в вакууме. С самого детства «Другие» (родители, учителя, сверстники) выступают для нас зеркалом, в котором мы впервые видим себя. Именно через их реакции — улыбки, похвалу, критику, запреты — мы получаем первые представления о себе.
✔️ Если зеркало «Других» достаточно объективно и доброжелательно отражает проявления нашего «Я». Нам говорят: «Мы рады, что ты есть», тем самым подтверждая наше внутреннее право быть.
❗️ Если зеркало искажено (например, ребенка постоянно критикуют, игнорируют или любят «за что-то»), он начинает верить, что проблема не в его поступках, а в нем самом. Он учится смотреть на себя исключительно через призму оценок «Других», теряя ощущение собственного «Я».
Самооценка как инструмент адаптации в коллективе — предъявления «Я» для «Других»
Если самоценность — это наше внутреннее бытие, то самооценка — это наш инструмент для регулирования социального взаимодействия. Ее основная функция — адаптация и адекватное предъявление себя в коллективе.
Самооценка — это гибкий механизм, который позволяет нам:
▪️ Адекватно оценить свои силы перед новой задачей.
▪️ Понять, как нас воспринимают в группе.
▪️ Эффективно «предъявить» свои навыки и качества «Другим» для сотрудничества и достижения общих целей.
Проблема возникает тогда, когда этот внешний инструмент становится единственным мерилом собственной ценности.
❗️ Человек с неустойчивой самоценностью начинает жить в режиме постоянного «доказывания». Его «Я» отождествляется с его социальной ролью и достижениями, что приводит к экзистенциальному вакууму и выгоранию.
Заключение
Таким образом, вопрос самооценки, в широком смысле, невозможно рассматривать отдельно от самоценности, понимания собственных границ, умения обращаться со злостью и умения отстаивать свои интересы (защищать границы).
📍 Все это взаимосвязано и поддерживает психологическую устойчивость и целостность. Дефицит в чем-то одном чаще всего приводит к попыткам компенсировать через другое, например через уход в работу или зависимые отношения.











