Часть 1
1.
Еще З.Фрейд писал,
что эволюция толпы базируется на побуждении людей поступать так же, как остальные, чтобы «быть в гармонии с большинством».
В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» он указывал, что участникам группы свойственно следовать за лидером и даже отождествляться с ним.
Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм.
В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения.
2.
Роль группового конформизма в изменении мнения человека была показана в знаменитом эксперименте д-ра С. Эша по исследованию восприятия, в котором участники должны были определить, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному.
Этот эксперимент продемонстрировал,
что при всей простоте и однозначности ответа люди начинают сомневаться в его правильности, когда остальные члены группы (в действительности, «подсадные утки») дают до них неправильный ответ на поставленный вопрос.
Сам Эш сказал о результате эксперимента так:
«Меня тревожит, что разумные и добросовестные молодые люди готовы назвать белое черным.»
Действительно, результат эксперимента мог встревожить:
без принуждения к конформизму, без применения системы поощрений и наказаний, при вполне простой и однозначной формулировке задания уровень конформизма в этих экспериментах достигал 37%!
Означает ли это, что если при таком неявном и минимальном давлении люди столь уступчивы, то при сильном принуждении они могут даже проявить конформизм в осуществлении актов жестокости и насилия?
3.
Психолог Милгрэм поставил эксперименты, в которых исследовал поведение испытуемых при получении авторитетных приказов, вынуждавших их пойти на сделку с совестью.
Фактически в эксперименте исследовалась готовность человека уступить требованиям власти и подчиниться деструктивным приказам.
В ходе эксперимента выяснилось, что более 90% испытуемых готовы выполнять приказы властей, даже зная, что могут причинить физические страдания другому человеку.
Человек начинает считать себя инструментом для выполнения приказов, отданных других человеком, и снимает с себя ответственность за совершаемые действия.
Милгрэм не только выяснил, что люди демонстрируют подчинение авторитету, но и выяснил условия, вызывающие подчинение.
Это эмоциональное отстранение от жертвы, близость к легитимному авторитету и престиж авторитета.
По мнению Милгрэма, для устранения или уменьшения такого противоречия многие испытуемые начинали давать жертве резко отрицательную и заниженную оценку, стараясь оправдать жестокие действия, которые они совершали против нее.
Решившись действовать против жертвы, испытуемые вынуждены рассматривать ее как малоценную личность, чье наказание неизбежно из-за дефектов интеллекта и характера самой жертвы.
Вспомним Вторую мировую войну, во время которой тысячи вполне обычных людей принимали активное участие в создании и бесперебойной работе концентрационных лагерей, где уничтожались миллионы евреев и представителей других национальностей.
4.
В 50-тые гг. психолог Л.Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, суть которой сводится к следующему:
человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями.
Если вы сможете заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, его мысли и чувства изменятся. Если вы сможете убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Это происходит потому, что он должен минимизировать возникающий при этом внутренний диссонанс.
Часть 2
Стремясь экспериментально проверить справедливость этой теории, в качестве объекта исследований Фестингер выбрал уфологическую тоталитарную секту в Висконсине, построившую свой культ на идее скорого наступления конца света.
Лидер секты утверждал, что находится в телепатическом контакте с пришельцами с другой планеты. следований Фестингер выбрал уфологическую тоталитарную секту в Висконсине, построившую свой культ на идее скорого наступления конца света.
Члены секты продали дома, раздали деньги и в назначенный день поднялись на верши-ну горы, чтобы спастись от неминуемой гибели на летающих тарелках, так как на следующее утро, по предсказанию лидера, ожидался конец света.
Они тщетно прождали всю ночь, но летающие тарелки не прилетели. Пришло утро, и конец света не наступил. Казалось бы, последователи должны были испытать разочарование и счесть себя обманутыми, но таких «отщепенцев» нашлось всего двое, и то оба они были из «новеньких». Большинство же членов секты еще более укрепилось в вере. Лидер возвестил, что пришельцы видели их всенощное бдение и решили пощадить Землю. А члены секты стали еще более преданными лидеру и еще теснее сплотились вокруг него после унижения и публичного осмеяния в прессе.
Теория когнитивного диссонанса объясняет, почему последователи секты еще теснее сплотили ряды. Каждый человек стремится сохранить гармонию и придать своей жизни смысл.
5.
Человеческая потребность в групповом конформизме и повиновении властям активно используется для изменения индивидуального и группового сознания с помощью техник модификации поведения.
Однажды группа студентов-психологов решила проверить действенность техник модификации поведения на одном из преподавателей.
Во время лекции этот профессор обычно расхаживал вдоль кафедры.
Когда он двигался к левому окну, студенты улыбались и смотрели на него с явной заинтересованностью.
Когда же он поворачивал направо, студенты явно скучнели и теряли к нему интерес.
Вскоре профессор начал потихоньку смещаться влево, а потом и вовсе стоять у левой стены.
Но когда студенты рассказали профессору, какую шутку с ним сыграли, он искренне утверждал, что все это выдумки и ничего подобного не было!
Он не видел ничего странного в том, что стоял у левой стены, и сердито доказывал, что сделал так из соображений удобства.
Он явно не осознавал, что на него активно воздействовали, и что его поведение было реакцией на информацию, полученную подсознательно.
Конечно, в обычных обстоятельствах никто не занимается модификацией нашего поведения и в основном люди ведут себя так, как принято в данном обществе и данной культурной среде.
Но в деструктивной секте к новичкам активно применяются техники модификации поведения. Изменяя их поведение, секта изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека.
Автор: Оксана Юрах











