Степень патогенности воспитания можно оценить по безусловности чувства вины.
Вот ребенок шкодит, его бодро и радостно наказывают соразмерно тяжести проступка.
Притом эмоционального давления нет, отвержения нет.
Не «ребенок плохой», а «ребенок поступил плохо».
Даже не «плохо», а «достойно наказания».
Лишился сладкого или получил выговор, немного поплакал - и идет дальше радоваться жизни, по возможности избегая чрезмерной шалости.
При этом ребенок видит и понимает, что отношение родителей к нему как к личности не «испорчено».
Сам факт наказания как бы исчерпал собой проблему, проблема осталась в прошлом, от нее сохранился только опыт.
Это здоровое воспитание.
Патогенез начинается, когда ребенку внушают, что «он плохой»: бездарный, негодяй, обманщик, будущий асоциальный элемент.
Сюда же сравнительные обороты: «ты как твой папаша/мамаша».
Сюда же: «постоянно опаздзываешь», «никогда ничего не добьешься».
Притом триггером для такого вихря внушений служит одиночный проступок.
Это важно - на основании одиночного проступка на ребенке ставится прогностическое клеймо.
Это вихрь, это чувство вины, это тревога.
Дальше больше.
В особо патогенных семьях детям могут внушать чувство вины просто в фоновом режиме.
Такие дети чувствуют свою неуместность.
Их стыдят самим фактом существования, рождения.
Самое отвратительное, что отношение к ребенку не зависит от его поступков.
Ребенок мечется в семейной камере Скиннера, где все рычажки и педальки сломаны.
В.Чибисов
Автор: Оксана Юрах











