Статьи

Степень патогенности воспитания

Степень патогенности воспитания можно оценить по безусловности чувства вины. 



Вот ребенок шкодит, его бодро и радостно наказывают соразмерно тяжести проступка.

 

Притом эмоционального давления нет, отвержения нет.

 

Не «ребенок плохой», а «ребенок поступил плохо».

 

Даже не «плохо», а «достойно наказания».

 

Лишился сладкого или получил выговор, немного поплакал - и идет дальше радоваться жизни, по возможности избегая чрезмерной шалости.

 

При этом ребенок видит и понимает, что отношение родителей к нему как к личности не «испорчено».

 

Сам факт наказания как бы исчерпал собой проблему, проблема осталась в прошлом, от нее сохранился только опыт. 
Это здоровое воспитание. 



Патогенез начинается, когда ребенку внушают, что «он плохой»: бездарный, негодяй, обманщик, будущий асоциальный элемент.

 

Сюда же сравнительные обороты: «ты как твой папаша/мамаша». 
Сюда же: «постоянно опаздзываешь», «никогда ничего не добьешься». 
Притом триггером для такого вихря внушений служит одиночный проступок. 
Это важно - на основании одиночного проступка на ребенке ставится прогностическое клеймо. 
Это вихрь, это чувство вины, это тревога. 



Дальше больше. 
В особо патогенных семьях детям могут внушать чувство вины просто в фоновом режиме.

 

Такие дети чувствуют свою неуместность. 
Их стыдят самим фактом существования, рождения. 
Самое отвратительное, что отношение к ребенку не зависит от его поступков. 
Ребенок мечется в семейной камере Скиннера, где все рычажки и педальки сломаны.

 

В.Чибисов 

 

Автор: Оксана Юрах

Похожие статьи