До XVIII века не существовало интеллектуального понимания детства как особого состояния, идея подросткового возраста появилась лишь к концу XIX века, а теоретическая концепция личной идентичности отсутствовала до середины ХХ века.
Тревоги, касавшиеся необходимости «поиска себя» и переживания «кризисов идентичности», были характерными жалобами в 1950-1960-е годы.
В работах Эрика Эриксона в это время был предложен новый взгляд на проблему, распространившуюся в послевоенные годы.
Эриксон благодаря своему опыту жизни в изолированной культуре коренного населения Америки смог, на контрасте с ней, увидеть, каким образом существование в изменчивом и технологически развитом массовом обществе породило уникальные психологические задачи.
Раньше люди росли в стабильной, простой и лишенной письменности группе кровных родственников, вопрос «кто я?» не становится проблемным.
Я - дитя своих родителей, которые известны всей общине.
Если я — мальчик, я, вероятно, вырасту и стану заниматься тем же, что и мой отец; если я родилась девочкой, то, скорее всего, я буду такой же женщиной, как и моя мать.
Роль в этом обществе проста, и, хотя выбор будет сравнительно небольшим, человек будет чувствовать себя в достаточной психологической безопасности. Ему не придется беспокоиться о смысле своего существования или о месте в мироздании.
Если же, напротив, человек растет в огромной стране, где регулярно сталкивается с незнакомцами, переезжает с места на место, где нет непосредственного доступа к тем, кто обладает высшей властью и влиянием, где через обезличенные средства коммуникации люди, которые неизвестны, направляют противоречивые послания о том, как нужно одеваться, что есть, о чем думать, кого почитать и что делать с собственной жизнью, то понимание того, кто я есть и как быть со всей этой неразберихой, становится важным.
Автор: Оксана Юрах











