Статьи

Почему вы прокрастинируете?

Когда в голове миллион идей, но руки не доходят начать - дело не в лени, а в глубинном страхе не соответствовать собственным сверхвысоким стандартам и чувстве вины.

 

⭐️Или идеально — или никак — это внутренний запрет на ошибку.

 

Откуда берется?

Наверное, вы уже догадываетесь - детский опыт: любовь и принятие родителей зависели от успехов. 
Нужно было быть экстраординарным, лучшим, соответствовать ожиданиям, чтобы вас любили и принимали. Иными словами, вас всю жизнь оценивали и этот паттерн вы поместили внутрь себя и теперь делаете эту оценку самостоятельно, бессознательно.

 

Перфекционизм — это попытка избежать чувства вины за ошибку и стыда, что ты не такой. В вашем внутреннем мире это означает быть отвергнутым, осужденным, что у самого ядра означает нелюбимым.  

 

Прокрастинация здесь становится защитным щитом от повторения той детской боли, когда ваши «неидеальные» рисунки, оценки или спортивные результаты вызывали не поддержку, а холодность, упреки и сравнение.

 

Но самое страшное - что это мешает вам раскрывать свой потенциал. 

 

Прокрастинация — это сложный защитный механизм психики, за которым могут стоять и прочие глубинные проблемы:

 

1. Страх неудачи, как нарциссическая травма
- Что стоит за этим:
Бессознательная убежденность, что «если я сделаю плохо — меня отвергнут».  
«Лучше не делать вовсе, чем рискнуть и опозориться».  

 

2. Страх успеха, как бессознательный самосаботаж, где успех может означать:  
 - Повышенные ожидания от себя («Теперь нужно всегда так делать»).  
 - Чувство вины («А вдруг я оставлю позади тех, кто мне дорог?»).  
 - Потерю привычной идентичности («Кто я, если не «вечный старатель»?»).  
Вероятно в семье, где рос этот ребенок было небезопасно выделяться («Не высовывайся», «Будь как все»).  

 

3. Агрессия на фигуру из детства, как протест против контроля: 
- «Меня заставляют — значит, я буду сопротивляться, даже если это вредит мне».  
Часто случается в семьях с гиперконтролем.

 

4. Тревога, как избегание дискомфорта, чтобы не сталкиваться с:  
 - Давящей неопределенностью («А вдруг я не справлюсь?»).  
 - Подавленными эмоциями (например, задача связана со скукой, раздражением или грустью).  
Связано с нехваткой навыка регуляции эмоций (в детстве не научили проживать трудные чувства-ну а кого учили?).

 

5. Вторичная выгода, как способ получить «бонусы», к примеру: 
 - Возможность почувствовать восхищение и  себя «героем», когда делаешь всё в последний момент.  
 - Получение заботы, внимания и любви от других («Он же так загружен!»).  
 - Избегание взрослой ответственности («Пока я не закончил проект, меня не нагружат новым»).  

 

6. Дефицит контакта с настоящим, как диссоциация психики, чтобы не чувствовать: 
 - Собственные желания («А действительно ли я хочу этого?»).  
 - Экзистенциальную пустоту («Зачем вообще что-то делать?»).  
Человек в детстве прошел через травматичный опыт, сталкиваться с которым было непереносимо и психика это отщепила.   

 

 

Автор: Яна Буравова
 

Похожие статьи