Когда в голове миллион идей, но руки не доходят начать - дело не в лени, а в глубинном страхе не соответствовать собственным сверхвысоким стандартам и чувстве вины.
⭐️Или идеально — или никак — это внутренний запрет на ошибку.
Откуда берется?
Наверное, вы уже догадываетесь - детский опыт: любовь и принятие родителей зависели от успехов.
Нужно было быть экстраординарным, лучшим, соответствовать ожиданиям, чтобы вас любили и принимали. Иными словами, вас всю жизнь оценивали и этот паттерн вы поместили внутрь себя и теперь делаете эту оценку самостоятельно, бессознательно.
Перфекционизм — это попытка избежать чувства вины за ошибку и стыда, что ты не такой. В вашем внутреннем мире это означает быть отвергнутым, осужденным, что у самого ядра означает нелюбимым.
Прокрастинация здесь становится защитным щитом от повторения той детской боли, когда ваши «неидеальные» рисунки, оценки или спортивные результаты вызывали не поддержку, а холодность, упреки и сравнение.
Но самое страшное - что это мешает вам раскрывать свой потенциал.
Прокрастинация — это сложный защитный механизм психики, за которым могут стоять и прочие глубинные проблемы:
1. Страх неудачи, как нарциссическая травма
- Что стоит за этим:
Бессознательная убежденность, что «если я сделаю плохо — меня отвергнут».
«Лучше не делать вовсе, чем рискнуть и опозориться».
2. Страх успеха, как бессознательный самосаботаж, где успех может означать:
- Повышенные ожидания от себя («Теперь нужно всегда так делать»).
- Чувство вины («А вдруг я оставлю позади тех, кто мне дорог?»).
- Потерю привычной идентичности («Кто я, если не «вечный старатель»?»).
Вероятно в семье, где рос этот ребенок было небезопасно выделяться («Не высовывайся», «Будь как все»).
3. Агрессия на фигуру из детства, как протест против контроля:
- «Меня заставляют — значит, я буду сопротивляться, даже если это вредит мне».
Часто случается в семьях с гиперконтролем.
4. Тревога, как избегание дискомфорта, чтобы не сталкиваться с:
- Давящей неопределенностью («А вдруг я не справлюсь?»).
- Подавленными эмоциями (например, задача связана со скукой, раздражением или грустью).
Связано с нехваткой навыка регуляции эмоций (в детстве не научили проживать трудные чувства-ну а кого учили?).
5. Вторичная выгода, как способ получить «бонусы», к примеру:
- Возможность почувствовать восхищение и себя «героем», когда делаешь всё в последний момент.
- Получение заботы, внимания и любви от других («Он же так загружен!»).
- Избегание взрослой ответственности («Пока я не закончил проект, меня не нагружат новым»).
6. Дефицит контакта с настоящим, как диссоциация психики, чтобы не чувствовать:
- Собственные желания («А действительно ли я хочу этого?»).
- Экзистенциальную пустоту («Зачем вообще что-то делать?»).
Человек в детстве прошел через травматичный опыт, сталкиваться с которым было непереносимо и психика это отщепила.
Автор: Яна Буравова











